Димаш & Доминго – Au fond du Temple Saint (Опера Бизе “Ловцы жемчуга”). Реакция и разбор

Свершилось! Димаш впервые исполнил настоящую оперную арию, да еще и сразу с самим Пласидо Доминго (самым авторитетным и узнаваемым оперным певцом на планете из ныне живущих) на конкурсе Virtuosos, и – о, чудо, впервые продемонстрировал свой академический вокал грудным регистром вживую, без фонограммы (потому что до этого все эти его “Олимпико”, “Пассионе”, “El Amor en Ti” и прочие песни с классическим вокалом ни разу не звучали вживую ни на сольных концертах, ни тем более на гостевых перфомансах). Далее моя реакция на оперу “Ловцы Жемчуга” в исполнении Димаша, разбор вокала и сравнение с другими певцами.

Разумеется, на фоне 82-летнего Пласидо Доминго голос Димаша звучит выигрышно, и это обусловлено не только колоссальной, более полувековой разницей в возрасте, но и тем, что голос Доминго давно мутировал из драматического тенора в баритон, поэтому тут нет ничего особенного, что лирический тенор пел “заметнее” баритонового “бубнежа”. Плюсом, известность артистов и их способности никогда тесно не коррелируют, и даже молодой голос Доминго из семидесятых-восьмидесятых остается сильно переоцененным (к примеру, в сравнении с тем же Роквеллом Блейком, который чуть позднее пел намного-намного лучше, молчу уже о таких мастодонтах, как Франко Корелли, Марио Дель Монако и т.п.), не говоря уже о его нынешних старческих кондициях. Как бы там ни было, дуэт состоялся, и для Димаша это огромнейший успех, ну, а Доминго не привыкать ко всякого рода коллаборациям с артистами разного уровня.

Как Димаш спел оперу?

Выбор арии логичен – она как раз поется тенором и баритоном. Ария очень красивая (французские оперы Бизе, Массне и Сен-Санса вообще отличаются поразительной красотой), но опера “Ловцы жемчуга” известна прежде всего “Арией Надира” (Je crois entendre encore), которая заняла безоговорочное первое место в моем рейтинге самых красивых оперных арий. Кстати, она гораздо требовательнее к технике и сложнее.

Димаш спел неплохо и откровенного провала на фоне оперных певцов не произошло, но всё-таки это далекий от оперников уровень. Сразу ощущается, что певец чувствовал себя не в своей тарелке, а ведь это только простецкая ария без экстрима. Димашу живой вокал удался тяжело, и он очень сильно напрягался, что резко контрастировало с тем, что мы привыкли видеть в его номерах.

Эту арию тенору можно исполнить двумя стилями: либо мощно и громко в высокой позиции, либо помягче и изящнее в более низкой. Димаш выбрал первый путь, но мощью не поразил – тот же Бочелли спел гораздо мощнее и сильнее (можете найти ролик). К тому же, исполнение Димаша абсолютно без никакой шикарной техники, не было хороших филировок звука. Просто вполне обычный академический вокал без претензии на что-либо.

А вот для сравнения более мягкое и изящное исполнение Аланьи, которое по технике намного-намного превосходит исполнение Димаша: обратите внимание, как с самого начала он здорово филирует звук и у него концовки фраз красиво “затухают” с помощью декрещендо (диминуэндо), в этом и есть класс настоящих профессионалов. К слову, Аланья тогда мог бы избрать и более мощное исполнение в высокой позиции, и это тоже намного превосходило бы номер Димаша, так как у Аланьи был очень мощный голос даже без микрофона.

Значит ли это, что Димаш может петь оперу на постоянной основе и считаться оперным певцом? Абсолютно не значит! Загвоздка в том, что ария очень простая, и в ней трудно допустить какого-то провала на фоне оперных певцов. Теперь опять СМИ разнесут весть, что Димаш умеет петь оперу, а еще хуже, если он сам в это поверит. А это ведь только отчасти. Чем ария простенькая? В ней сплошной льющийся с легато плавный вокал, очень легкая фразировка, плавно тянущиеся ноты, всего одна более-менее высокая нота и самое главное – полное отсутствие колоратуры! По сути, это опять то же самое, что Димаш привык петь в своих песнях. К слову, именно такие не требовательные к виртуозности арии поют всякого рода НЕ оперные певцы – кроссоверы (Бочелли и ко.), эстрадники, теперь и Димаш.

Опера опере рознь, и существуют оперные арии разной степени сложности – от легких до невероятно сложных, и сегодняшний релиз Димаша с Доминго я бы не отнес даже к средней сложности арии. Насколько это сложная ария? Я бы дал ей 3.5 балла по 10-балльной шкале. Даже Пьеро Бароне из “Иль Воло” поёт часто “E lucevan le stelle” Пуччини – это более сложная вещь, а ведь он просто кроссоверный певец. Французская опера вообще по своей природе меланхолична и романтична, и в принципе не считается очень сложной в плане вокала. В итальянской опере тоже не всё является невероятно сложным, и, например, такие сверхпопулярные арии Пуччини, как “Nessun dorma” и “E lucevan le stelle” не считаются очень трудными для исполнения (собственно, отчасти и из-за этого они столь популярны, что за них берутся эстрадные певцы и даже представители K-POP), хотя они и гораздо сложнее, чем ария, которую спел Димаш.

Димаш теперь умеет петь оперу?

Не совсем. В этой “Au fond du temple saint” Димаш оказался неплох. Но неплох потому, что рядом пел 82-летний баритон, а ария является достаточно простой. Но Димаш лирический тенор, и с лирическими тенорами его и нужно сравнивать. А что будет, если убрать ветерана Доминго и сравнить Димаша с россиниевскими лирическими тенорами? Да ничего не будет – Димаш не вытянет ни одной арии Россини. Объяснение будет в тексте ниже, а пока можете посмотреть, в каких световых годах Димаш находится от настоящих топовых лирических теноров (просто досмотрите ролик до конца, чтобы раз и навсегда понять, какими чудовищно сложнейшими бывают арии с виртуозной колоратурой и множественными очень высокими нотами):

Еще один пример чрезвычайно сложной арии для тенорового дуэта, как говорится, смотреть до конца (обилие виртуозной колоратуры, очень высокие ноты в конце):

Думаю, теперь Вам понятно, насколько несложной является ария, спетая Димашем, как тяжело он извлекал из себя звук на фоне звездных лирических теноров и каким малоподвижным голосовым аппаратом располагает. А ведь эти певцы на видео намного старше Димаша.

Хотите знать, как сразу распознать класс любого тенора, поющего оперу, в том числе из ряда звездных оперных певцов? Достаточно поискать исполнения тенором арий Россини (просто на Youtube вбиваете имя артиста со словом “Rossini”), и если артист не поет Россини – то это плохой знак. Вы можете хоть сколько замечательно петь арии Пуччини, Доницетти, Верди, Беллини, Моцарта и т.д., но если вы избегаете Россини, то заведомо не можете считаться оперным певцом наивысшего класса. Потому что Россини – отец итальянской оперы, и именно его арии самые сложные, ибо пестрят высочайшими нотами во второй октаве и виртуозной колоратурной эквилибристикой. Если вы можете хорошо петь Россини – вы споете абсолютно любую оперу, но только не наоборот! Вот, почему существует отдельный негласный класс так называемых “россиниевских теноров” – потому что это элита элит в плане вокальных возможностей.

Естественно, что Димаш не способен спеть ни одну арию Россини – как минимум просто потому, что в его вокале грудным регистром в принципе нет абсолютно никакой колоратуры. Но в этом нет ничего страшного – многие даже именитые профессиональные оперные певцы панически боятся связываться с произведениями Россини. А если говорить о кроссоверных певцах, то тот же Бочелли, можно сказать, тоже не владеет колоратурой, и довольствуется лишь “бесколоратурными” ариями Пуччини, Массне, Доницетти…

То же самое касается сложнейших арий других композиторов, к примеру, ‘Ah! mes amis’ Гаэтано Доницетти – для Димаша это недосягаемый уровень. А так, в общем-то, да, Димаш формально теперь умеет петь оперу. :)) Но вы-то, теперь, после этой статьи, точно знаете, что опера опере рознь.
Если вам всё еще непонятно, что такое колоратура, то посмотрите этот ролик:

Дуэт Димаша с Доминго – в чем нелепость

В этой истории Димаша с Доминго меня удивляет только одно: Димаш столько лет пел академическим вокалом, но никогда не демонстрировал тягу к высокому искусству, то бишь к оперным ариям или хотя бы к известным произведениям классической эстрады. Меня это всегда поражало! Ведь, такие произведения – это основа основ академического вокала, в конце концов, академическому вокалу обучают именно с помощью таких произведений! А как Димаш обучался, с помощью каких произведений? Я всегда задавался такими вопросами, потому что всегда видел, что Димаш абсолютно далек и от оперы, и от классической эстрады. Далек прежде всего менталитетом, и в целом далек от классической европейской музыкальной культуры, хоть и владеет классическим европейским академическим вокалом. И тут дело даже не в отсутствии таких произведений на концертах или релизах, а даже в элементарных неформальных съемках на камеру – при любом удобном случае Димаш на камеру споет казахский народный фолк (простите за тавтологию), но никак не какое-нибудь бессмертное классическое произведение. Ну не его это! Был бы не далек – за многие годы давно бы что-нибудь напел классическое хотя бы неформально, вместо этих тысячи а капелл с казахским фолком. При этом он поддерживает амплуа ценителя высокой музыки, постоянно постит цитаты Паваротти и подобных, но за многие годы ничего не спел такого. Честно говоря, я впервые вижу вокалиста с академическим вокалом (причем с хорошим), который бы ни разу не спел ничего из академической старой школы! Я просто не встречал такого! Любой вокалист с академическим вокалом (даже далекий от оперы) сразу тянется к высокой классической музыке, какой бы у него не был собственный репертуар. Примеры? Джош Гробан поет песню “Памяти Карузо” (казалось бы, зачем американцу с собственным репертуаром итальянская классическая песня?), Пьеро Бароне из “Иль Воло” даже без группы замахивается на арию Пуччини… список можно бесконечно продолжать. И подобные певцы далеки от оперы или классической эстрады, у них свои репертуары, но они все равно берутся за классику, потому что это проверенное временем искусство. Черт возьми, даже эстрадник Витас без всякого полноценного музыкального образования, или к-попер Онью берутся за оперные арии (Витас вообще пел Пуччини и Верди), а Димаш с сильным академическим вокалом 7 лет международной карьеры избегал этой сферы, распевая новоделы Крутого “а-ля опера”!

А теперь Димаш вдруг вспомнил, что вообще-то поет итальянским академическим вокалом, и заявляет, что спел оперу Жоржа Бизе. А где он был все эти 7 лет активной международной карьеры? Мог бы за эти годы хоть как-то намекнуть, что хоть что-то знает об опере! Он ведь производил впечатление человека, которому подобный жанр совсем не интересен (кроме цитатников, разве что). Артисты, которые тянутся к такому искусству, обязательно поют арии, неважно, на концертах, на своем канале, в соцсетях, в интервью… но непременно поют. Я больше чем уверен, что Димаш недавно только узнал, кто такой вообще Жорж Бизе. И если бы в этот раз в Венгрии Доминго буквально не взял его в охапку и не склонил к дуэту, то неизвестно, сколько лет еще Димаш избегал бы классических арий.

дуэт димаш пласидо доминго

Спеть-то арию можно, и даже без серьезного на то образования (что подтверждает и Димаш, и кроссоверники, и даже эстрадники), но важно понимать глубинный смысл того, что поешь, а для этого нужно годами погружаться в материал, быть в этой театральной среде, обладать соответствующей импозантностью. А Димаш просто выучил арию, как новую песню Крутого. Вы думаете, Димаш знает хотя бы подробную биографию Жоржа Бизе, знает его работы? Я так не думаю. А оперные певцы знают – вот, в этом и есть разница между профессионалами и теми, кто пришел попеть одноразово. Это в попсе можно небрежно взять и спеть песню условного Билана, и даже не поинтересоваться, кто её написал и при каких обстоятельствах. Мне не нравится, когда народники и представители эстрадно-джазового вокала лезут в оперу – как говорится, пирожки должен печь пирожник, а пианист должен играть на рояле… Как не нравится и оперный опыт Фредди Меркьюри с Кабалье.

Комментарии25
  1. Name Surname

    Димаш на самом деле много раз напевал что-то из классики, я смотрела кучу фанкамов и каких-то съемок за сценой, во время репетиций. Я не разбираюсь совсем в этой музыке, просто находила потом, что это было)

  2. admin (автор)

    Свежее видео к статье https://youtu.be/_nsDAUSRSKs?si=IbPrylqWypyXZava

    1. Nata El

      Капец, он такой взрослый дядька здесь, совсем уже не тот пискун которого мы знали лет 5-6 назад😀.

  3. AA

    какой автор так плохо владеет русским языком, что пишет такие безграмотные тексты …??! видимо вопрос риторический

  4. admin (автор)

    Судя по всему, никто из команды Димаша и сам он лично никогда не слышали об этой опере, ибо даже название арии, похоже, переводили с помощью гугл-переводчика, так как все-таки более правильный вариант названия оперы на русском языке “Искатели жемчуга”, а не “Ловцы жемчуга”. Именно как “Искатели жемчуга” эта опера всегда была известна в русскоязычном пространстве, и именно так значится на всех крупных сайтах, посвященных искусству (в том числе сайтах Большого театра и провинциальных театров России, Википедии, Бельканто.ру и т.д.). Именно как “Искатели жемчуга” она значится и в моей статье про самые красивые арии, на которую есть ссылка в этой статье. А вот, если смотреть зарубежные источники с помощью Гугл-переводчика, то Гугл переводит именно как “Ловцы жемчуга”.

    1. Nata El

      Админ, ты от трендов отстаёшь. Как тебе манифест Шамана в поддержку Навального?😂

      1. admin (автор)

        просто совпадение )

        1. Nata El

          Да, понятно, что для Шамана – это просто совпадение. Но тот, кто продал ему эту песню – 100% писал её про Алексея Анатолича😀.

          1. admin (автор)

            а когда продавал, строго-настрого наказал сделать релиз именно того числа )) а я думал песня про жителей Бомбаса, уж больно идеально вписывается под штампы пропагандонов про тамошних “мучеников”

            1. Nata El

              Сам шаман сказал, что это про “героев Вагнера”. То есть, про убийц и насильников, которым ещё-бы лет 20 сидеть, но их уже оправдали и “героями” назначили 🤮

              1. admin (автор)

                пипеац!
                так, пока ты не пропала, мне нужен списочек самых популярных рок-групп в наши дни. Поможешь?
                Штук 30 бы. И желательно сразу в порядке популярности, от самых популярных на твой взгляд до наименее. Срок, скажем, неделька ) Не торопись, подумай, и список сразу в порядке популярности на твое усмотрение.

                1. Nata El

                  Ок. Покумекаю😉

                  1. admin (автор)

                    ок, заранее благодарю!

      2. Гость

        Шаман посвятил эту песню героям бойцам сво, которые воюют за правду, и вернуться домой с победой, он сам сказал , что эту песню каждый человек воспринят по своему, каждый найдет свою правду, твоя правда это навальный??? Твое право, видимо он тебе близок, а нам нет

        1. admin (автор)

          Воевать и искать правду на чужой территории – это очевидная шиза.

          СВО разве война? 😂 А если не война, то и победить в ней нельзя, так как победа бывает только в войне. 😁

          А если у каждого своя правда, как вы говорите, то с чего вы взяли, что ваша правда является единственно правильной правдой? 😂

  5. Гость

    https://youtu.be/2cwPBxrQxgU?si=wU35r2H5Arpz045K

    1. admin (автор)

      и всё?

      1. Гость

        Слава богу , ответили))) , но как- то все не то. В первую очередь надо было обратить внимание – почему Димаш сначала поет баритоном, а потом переходит на тенор , в конце они поют только в унисон. Ваша критика только по поводу теоретических знаний Димаша и даже Диарс . Уверена Димаш знает теорию. То , что не получилось как у оперных со стажем , так стаж и нужен . А его нет у Димаша . Предложение исходило от Доминго . Репетировали один день . Но все же рискнул)). P.S Видео с Царицей Ночи я прислала . Колоратура ведь? И самое главное – он не оперный певец и никогда себя так не позиционировал)).

        1. admin (автор)

          Вы мне скинули это видео, чтобы показать, что у него есть колоратура? ) А я думал, вы мне его показали в качестве доказательства, что он когда-то неформально напевал оперу )) Я поэтому и ответил “И всё?” ))

          Да, на видео колоратура, только я и сам в своей статье “Разбор вокала Димаша и сравнение с другими певцами” (можете найти на сайте) писал, что головным регистром у него есть колоратура.

          В этой же статье я говорю о том, что никогда не видел его колоратуру грудным регистром, а ведь в грудном это тоже важно, так как колоратура – наивысшая ступень академического вокала.

          Разве я где-нибудь говорю, что Димаш оперный певец? Но если он соглашается спеть оперную арию, а Доминго высоко оценил его голос и предложил спеть именно оперу, а не что-то другое, получается, и оценивать его можно, как оперного певца, пусть и одноразового?

          1. Гость

            Не плодите сущности)) Все просто – у всех свой вкус , ко всему . Нравится- не нравится. У каждой знаменитости свои фанаты. И раньше не слушали оперу и сейчас не будут. Но , спасибо Димашу, все полезли изучать про данный дуэт. А зачем Вы оцениваете Димаша как оперного певца, если не считаете его таковым? Западный менталитет отличается от русского, да и казахского)). Они более толерантны. И они расчитывают на СВОЮ выгоду . Доминго прям стал еще раз знаменитым)) . А у нас – мы более критичны.

            1. admin (автор)

              Доминго искал свою выгоду за счет Димаша? В 82 года? После своей титанической карьеры, которая ему только в материальном выражении принесла более 300 млн. долларов? )) Серьезно? Искал выгоду в дуэте с тем, кого он даже не знал, пока внук ему не показал? )) Ничего смешнее не слышал. Фанатки Димаша такие мечтательницы.

              А при чем тут вкусы? Я разве пишу про вкусовщину? Я старался подойти к вопросу объективно, для этого и сравнил с оперными певцами. Про ту же самую колоратуру. Разве это вкусовщина? По-моему, это предельно объективно.

              Вы мне лучше скажите, от меня чего хотите-то? )) Вам не понравилось, что я сказал, что у него нет колоратуры? Ну, так, вы могли бы принести мне видео с его грудной (теноровой, баритоновой) академической колоратурой, тогда дискуссия приобрела бы неожиданный поворот. А если такового видео нет, то и обсуждать тут нечего, и мое утверждение остается верным, согласны? ))

              Насчет ваших слов, что я оцениваю Димаша как оперного певца. Вы уже второй раз пытаетесь запутать разговор. Разве я где-то говорил, что Димаш оперный певец? Вам не понравилось, что я Димаша сравнил с оперными певцами и вообще как-то много говорил про оперу? Или что? )) Смотрите, Димаш спел оперную арию. Приведите мне хоть один аргумент, почему я не могу ее сравнить с исполнениями оперных певцов! Вы хотите, чтобы я Димашу сделал какую-то скощуху, что он не оперник, и я зря сравнил его с оперными певцами? Почему? Вы считаете, что Димаш настолько хуже спел оперников? Артист спел оперу, он сам доволен, он мог отказаться, сославшись, что не оперник, но он согласился, значит, он уверен в себе? Если Доминго предложил ему это, значит Доминго считает его компетенции в оперном вокале достаточными? Или Доминго дурак? )) Между прочим, и я пишу, что “провала не было”.

              Про ваше “все полезли изучать этот дуэт”. На этом сайте материалы про оперу циркулируют уже 2 года, в том числе и с Доминго, есть даже отдельная рубрика про оперу. Про Димаша тем более.

              Вы мне лучше скажите, почему на канале Димаша более 2 млн. подписчиков, а видео просмотрели всего 350к раз? ))))

              1. Гость

                Выгоду нашел канал Виртуозы , пригласив Димаша в жюри, подписчики увеличились, просмотры тоже . Для канала это хорошо? Почему они не пригласили другого оперного певца , который спел бы с Доминго? Ответ – никто бы и не знал об этом канале.У Доминго на следующий день был день рождения. Была куча поздравлений от фанатов Димаша. Ему было приятно? Конечно! Что мне надо от Вас ? Ничего! Просто треп. И не переходите на личности) Вы не знаете кто я. Как интересно- Вы нападаете на меня , типо я считаю , что Димаш спел хуже оперников. А Вы как считаете? И в Вашем понятии -Bы думaeтe, Димaш знaeт xoтя бы пoдpoбную биoгpaфию Жopжa Бизe, знaeт eгo paбoты? Я тaк нe думaю. A oпepныe пeвцы знaют – вoт, в этoм и ecть paзницa мeжду пpoфeccиoнaлaми и тeми, ктo пpишeл пoпeть oднopaзoвo. Ваши слова . То есть по Вашей логике отличие профессионалов и одноразовых – в знание биографии Безе. Забавно. И я так поняла , Вы про колоратуру )) Не могу ничем порадовать . А если ее у Димаша нет , то что ? Вот Вы и сами ходите по кругу)) Извиняйте, дальше стало не интересно. P.S раньше я задала вопрос – Вы слышите , что Димаш в начале начинает как баритон , потом переходит в тенор и так не один раз .Это все , что я от Вас хотела узнать. Если не слышите , то так и скажите.

                1. admin (автор)

                  Перешел на личности, напал на вас… Боже упаси, ничего такого не хотел )

                  А зачем вы поехидничали в самом начале про “слава богу, ответили”? )) Вы хотели сказать, что своим роликом напугали меня и мне нечего будет ответить? )

                  Я думал вы про выгоду Доминго, так как вы сказали, что “Доминго прям стал еще раз знаменитым”. Вы действительно считаете, что Виртуозос испытал существенный всплеск интереса из-за Димаша? А почему тогда фанатки вчера жаловались (вроде в ЕФК), что прямой эфир смотрели всего 4 тысячи? )) Ну, вы как-то совсем опустили и Хаузера, и Доминго, утверждая, что канал приподнялся на Димаше. Тот же Хаузер популярнее Димаша чисто на цифрах.

                  А зачем Димаш ездит по таким неизвестным конкурсам, которые хотят раскрутиться на нем, как вы утверждаете? ))

                  А вы знаете, фанаты Димаша поголовно знают Доминго, как думаете, фанаты Доминго поголовно знают Димаша? Я склонен думать, что в этой ситуации только Димаш получил выгоду, пропиарившись среди поклонников Доминго.

                  Просто треп? В принципе, я успел заметить )

                  Про биографию Бизе я погорячился – там уже речь идет о том, чтобы знать название самой оперы ))) Передайте уже вашим в ЕФК и самому Димашу, что опера по-русски называется “Искатели жемчуга”, а не “Ловцы жемчуга”, а то везде разнесли про ловцов. Просто наберите в Гугле “Ловцы жемчуга”, и Гугл везде подсунет правильный вариант названия. )))

                  Вы сказали, что Димаш не позиционирует себя оперным певцом. Скажите, а зачем в таком случае он спел оперу, если не позиционировал себя владельцем оперного вокала? Как думаете? )

                  1. Гость

                    Короче , не ответили на мой вопрос. А ответы у Вас для всех одинаковый . Вы создали этот канал для фанатов. Но здесь не только фанаты могут писать . Я подумала вдруг Вы музыкант или оперный певец , и знаете ответ на мой вопрос . Нет, так нет . Прощайте.

                    1. admin (автор)

                      так вы же у меня это изначально не спрашивали, а только сказали, что мне нужно было на это обратить внимание. Спрашивать стали позднее, зачем-то )))

Добавить комментарий